gallery/логотип шкп

г. Санкт-Петербург

Школа классического правления

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

Идеология компетентности опирается на философию прагматизма. Прагматизм –философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Прагматизм  выступил с программой «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времён Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Используя идеи Ч. Дарвина, прагматизм рассматривает мышление лишь как средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли – не в познании как отражении объективной реальности и соответствующей ориентации деятельности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематической ситуации» (Дьюи). Идеи, понятия и теории – это лишь инструменты, орудия или планы действия и их значениецеликом сводится к возможным практическим последствиям. Соответственноистина определяется как полезность. Такое определение истины является наиболее характерной и наиболее одиозной доктриной прагматизма, из которой вытекает абсолютизация роли успеха, превращение его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины. Истинны те мысли, которые приводят нас к благоприятному взаимодействию с конкретными чувственными данными по мере появления последних. «Прагматист, – считает У. Джемс, – рассматривает свое учение об истинности как мнение или гипотезу, которое руководит им так, что он находит ее удовлетворительной, и не более того» [1, С. 283–303].

 

Основоположник проектного метода Д. Дьюи в своей концепции инструментализма развивает идеи У. Джемса по поводу истины. Согласно Д. Дьюи, «истину можно назвать работоспособностью идеи в соответствующих ситуациях. Истинна та идея, действие которой приводит нас к тому, для чего она предназначена…» [1, С. 318]. Пафос очевиден: истинно то, что полезно, что ведет к успеху, а истина как таковая ценности не имеет.

Вплоть до середины ХХ века во всем мире ценности всех народов лежали вне этого мира, и никто не тратил своих сил на достижения успеха в этом вечно меняющемся, скоротечном и временном явном мире. В этом смысле протестантизм антагонистичен традиционным ценностям. Идеологию протестантизма Мартин Лютер выразил в одном слове: Beruf – означает профессию и призвание в религиозном смысле слова, то есть то, к чему ты призван Богом. Выполнение долга в рамках мирской профессии – высшая задача нравственной жизни человека, единственный способ служить Богу, правда, другому.Произошла подмена Бога.

 

Согласно М. Веберу, реформация не устранила господства церкви в повседневной жизни. Более того, господство необременительное, иной раз почти формальное сменилось жесткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни [2, С. 318].

 

Одно из проявлений этой тотальной регламентации жизненных ценностей, наряду с демократией, менеджментом, харизмой, синергизмом и т.п. является и компетентностный подход. Соответственно и эволюция компетентностного подхода коррелирует с распространением протестантизма в мире.

 

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание этих понятий. Можно выделить две основные причин: эти термины производные чужеродной системы ценностей; понятие компетенция не связано с реально существующими (естественными) объектами (по аналогии с прибылью, которая также искусственно созданная ценность). Компетентность обычно употребляется в описательном плане [3, С. 3].

 

Наряду с неопределенностью относительно определения категорий «компетентность» и «компетенция», открытым остается вопрос относительно выделения ключевых компетенций. Их количество у различных авторов варьируется от 3 до 140. В 1996 году на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», проходившем в Берне, был представлен их примерный список. В него вошли: 1) политические и социальные компетенции; 2) межкультурные компетенции, позволяющие гармонично сосуществовать с людьми другой культуры, религии; 3) компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; информационная компетентность; 4) компетентности, определяющие способность учиться на протяжении всей жизни [4].

 

Согласно словарю Merriam-Webster, первые упоминания термина «компетенция» относятся к 1605 году [5]. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» 1907 года, определяет компетенцию, как «достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений» [6]. Словарь иностранных слов 1933 года дает определение компетенции, как круга полномочий какого-либо учреждения или лица. В образовательной среде понятия «компетентность» и «компетенция» получили свое распространение лишь в 60-70-х года XX века. В 1959 году Р. Уайта в работе «Motivationreconsidered: theconceptofcompetence» впервые наполняет понятие компетентность личностным содержанием. Ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-basededucation - СВЕ) формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965г. (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике.

 

Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае... употребление является непосредственным отражением компетенции». В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию.

 

На основании его идей, высказанных в труде «Аспекты теории синтаксиса», в 70-е года прошлого века в Америке осуществляется переход к компетентностно ориентированному образованию. В 1984 году появляется работа Джона Равена «Компетентность в современном обществе». Автор не только приводит развернутое определение компетентности, но и излагает свои представления о природе компетентности, различает виды компетентностей и осуществляет их классификацию [7, С. 253].

 

Компетентность трактуется Дж. Равеном, как жизненный успех в социально значимой области [7, С. 253]. А.В. Хуторской акцентирует внимание на деятельностной основе компетентности. Наряду с А.В. Хуторским, компетентность как ситуативно-деятельностную категорию, рассматривают А.Г. Бермус, Г.К. Селевко, О.М. Мутовкина, С.Е. Шишов и другие. С позиции данных ученых, компетентность - это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации. Это «мера способности человека включаться в деятельность» [7, С. 21].Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков также подчеркивают именно практическую направленность компетенций –  «компетенция является… сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике» [8, С. 50-59], а «компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» [9, С. 24].

 

Одним из приоритетных направлений образовательной политики государства, в настоящее время, является переход от «знаниевой» парадигмы к компетентностному подходу. Согласно Концепции модернизации российского образования, целью современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных системно мыслить и действовать, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью, то есть обладающих ключевыми компетенциями. «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека–творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других», - раскрывает цель компетентностного подхода в обучении министр образования РФ А.А.Фурсенко.

 

В Глоссарии терминов ЕФО (1997 г.) компетенция определяется как: 1) способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3) способность выполнять особые трудовые функции.

 

В Соединенных Штатах Америки в 70-80-х годах было в моде движение, основанное на компетенциях. Приверженцы этого движения считали, что применение компетенционных мер должно привести к значительным подвижкам в развитии качества результатов и к аккуратной объективной оценке процесса образования и труда. Опираясь на бихевиористические подходы к организации труда, участники движения перечислили по пунктам содержание, качества и характеристики, на основании которых трудящиеся могли бы быть оценены. Это привело к принятию «поведенчески обусловленных описаний» человеческих действий. Движение не видело большой трудности в оценке компетенций с помощью контрольных листов и тестов. При этом подходе старались определить на языке ясных и точных поведенческих описаний того, чего от «человека можно было бы ожидать», что бы он мог делать в процессе трудовой деятельности.

 

В исследовании компетенций в США было замечено, что многие компетенции сориентированы на продукт. В этом контексте акцент в компетенциях в менеджменте делается на подготовке, оценке и аттестации персонала, который рассматривается как «человеческий капитал» или «человеческий ресурс», призванный увеличивать прибыль компании. Компетенции в менеджменте призваны оценить человека сквозь призму его роли в увеличения прибыли компании. Методология оценки строится на количественном подходе, что является следствие технократического подхода или технократической школы менеджмента Ф.У.Тейлора.

 

Таким образом, получив свое интенсивное развитие в середине прошлого столетия, понятие компетентности и компетентностный подход до сих пор является камнем преткновения для отечественных и зарубежных исследователей. И основное препятствие связано не столько с пониманием семантики, сколько с барьерами, защищающими национальные культуры от разрушительного влияния чужеродных ценностей.

 

Список литературы

  1. Хилл Т. Современные теории познания. – М., «Прогресс», 1965.- 533 с.
  2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.- 347 с.
  3. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность//Педагогика. №3. 2006. С.57-61
  4. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS/SC/Sec (96)43. – Берн, 1996.
  5. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. – 2011. – №12. Т.2. – С. 102-104.
  6. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907 – [Электронный ресурс] / http://www.inslov.ru/html-komlev/k/kompetentnost5.html
  7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – Т.1. – М., 2006.- 816 с.
  8. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство/ А.С. Белкин.- Челябинск, 2004.- С. 35-40.
  9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002// Центр «Эйдос»// http://www.eidos.ru/