gallery/логотип шкп

г. Санкт-Петербург

Школа классического правления

РОЛЬ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

Централизация рождает целостность, которая представляет собой результат объединения (интеграции) некоторых элементов (аспектов, объектов, свойств) в единую систему, в которой интенсивность связей между элементами системы превосходит интенсивность связей этих элементов с элементами других систем. Система приобретает новые свойства, которые не являются свойствами составляющих её элементов (свойства эмерджентности), то есть целое больше суммы своих частей.

Целостность не «составлена» из частей и не сводится к сумме составляющих частей, в ней только различаются части, в каждой из которых действует целое, при этом целостность является движущей силой, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить.

Между частями органичного целого, а также между частями и целым, существует не простая функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачественных связей. «Взаимозависимость частей здесь такова, что она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им» [1].

Идеалистические учения рассматривали в качестве подлинно целостных лишь продукты духовной деятельности, а материальные образования трактовали как механически целые, мёртвые агрегаты.

Централизация в управлении – это управление целостным объектом, что проявляется, в частности, в концентрации властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.

Целостность без частей немыслима, а, с другой стороны, часть вне целого – иной объект, так как в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфические для него свойства. Из этого вытекает ряд признаков централизованного управления:

  • целое больше суммы частей, следовательно, первым признаком централизованного управления является проявление положительного эффекта синергии;
  • целое предшествует частям, свойства частей целиком определяются свойствами целого, поэтому цели и задачи структурных подразделений организации определяются исключительно высшим менеджментом (что исключает управление по целям П.Друкера);
  • поскольку целостность неделима на составляющее ее элементы, внутри компании невозможны конфликты, существует эффективная организационная культура, хороший психологический климат в коллективе.

Кроме этого можно выделить еще ряд признаков централизации: усиление стратегической направленности управленческого процесса, обеспечение концентрации ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации; устранение дублирования управленческих функций; концентрация процесса принятия ключевых решений в руках профессионалов; устойчивость функционирования организации; эффективное использование ресурсов.

Централизация управления, в свою очередь, является следствием профессионализма и квалификации управляющего, поскольку для управления организацией как целостным объектом необходимо быть вне организационной системы, нельзя быть частью объекта управления, иначе нет возможности использовать свойства эмерджентности.

Результатом централизованного управления компанией, использования эффекта синергии и свойства эмерджентности, является развитие компании, что проявляется в ее росте, возникновении новых структурных уровней иерархии. Этот процесс сопровождается делегированием полномочий – передачей части прав и обязанностей в принятии решений подчиненному, который принимает на себя ответственность за них. При делегировании передается именно часть прав и обязанностей, и делегирование является проекцией централизации на более низкие уровни иерархии управления. Рост компании происходит за счет интеграции, при которой происходит не столько объединение, сколько присоединение к целостной системе новых элементов. Г. Спенсер многократно использует слово «интеграция» как равнозначащее агрегации (от лат. aggrego – присоединяю) [2]. Для обеспечения целостности растущей организации и используется делегирование полномочий, в результате чего «делегат» управляется частью организации как целостным объектом.

Если же руководитель не способен воспринимать организацию как целостную систему, то активизируется процесс дезинтеграции – превращение концентрированного в состояние распыленности, связанное с потерей центра, ростом обособленности элементов и их различием, ускорением движения. Следствие дезинтеграции является децентрализация управления.

 

Децентрализация в управлении – возникновение в рамках одной системы двух или нескольких, обладающих равными властными полномочиями, центров принятия управленческих решений.

Децентрализация возможна только при условии слабости центра, когда бездуховность правителя лишает его силы. Именно в моменты слабости правителя и поднимается вопрос о децентрализации. «Децентрализация может идти только от избытка сил…. Если же этой децентрализации требуют от нас в минуту слабости, когда ее хотят вырвать и вырвать с такими корнями, которые должны связывать всю империю, вместе с теми нитями, которые должны скрепить центр с окраинами, конечно правительство ответит «нет» [3]. Результатом избытка сил является расширение, а не децентрализация.

 

Можно выделить следующие признаки децентрализации управления в компании: потеря целостности, наличие организационных и личностных конфликтов, «размытая» ответственность, рассогласованность целей, быстрая скорость принятия слабо обоснованных решений, рост субъективности в принятии управленческих решений, неэффективное использование ресурсов организации.

 

Необходимое и достаточное условие централизации управления – наличие профессионального управляющего. О достоинствах децентрализации и о недостатках централизации есть смысл говорить лишь для компании-мишени в случае необходимости интегрирования её в свою корпоративную структуру.

Библиографический список

  1. Первоначальный вариант Капитала (Экономические рукописи К. Маркса 1857-1859 годов)//Под ред. Мчедлова М.П.-М.: Политиздат, 1987. - 463 с.
  2. Философская энциклопедия//http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy
  3. Речь П.А. Столыпина в III Государственной думе 16.11.1907 г.// http://dugward.ru/library/stolypin/stolypin_rech_v_3_gosdume_16noya1907_2.html