gallery/логотип шкп

г. Санкт-Петербург

Школа классического правления

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

Контроль – одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней и достижение системой поставленных целей. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

 

Контроль характеризуется следующими элементами: субъект контроля, объект контроля, цель контроля, принципы контроля, предмет контроля, задачи контроля, методы контроля, технология контроля, процесс контроля. Ограничимся анализом цели, субъекта и объекта контроля, поскольку все остальные элементы – производные. Исходя из этой триады выделим два вида контроля, условно обозначим их как «контроль Мастера» и «контроль эксплуататора».

 

Контроль Мастера возможен только по отношению к мотивированным сотрудникам, то есть имеющим внутренний побудительный источник, ведущий их к совершенствованию в той сфере, где они трудятся, что в свою очередь реализуется, если человек нашел «свое место» и занятие ему по душе. Они сами стремятся к контролю собственной деятельности со стороны Мастера, поскольку это инициирует их продвижение к профессионализму. Мастер же не очень стремиться к контролю, поскольку это для него обуза. Мастер вольный и придерживается принципа: «Лучше власть над самим собой, чем тысячелетняя власть над другими людьми и вещами»[1]. Таким образом, основная цель контроля Мастера – обучение.

 

Контроль эксплуататора возможен только по отношению к рабочим, то есть тем, кто работает (робит), т.е. механически выполняет какое-либо действие (идеальный рабочий - робот), в отличие от трудящегося, который вкладывает душу в плоды своего труда. Поскольку он не имеет внутреннего побуждения, рабочего нужно постоянно стимулировать к выполнению какого-либо действия. Стимул (лат.) – остроконечная палка, которой погоняют скот. Как только стимулирование прекращается рабочий останавливается (одна из этимологий слова «раб-очий» - раб, которого надо держать перед очами). Таким образом, основная цель контроля эксплуататора – принуждение через наказание.

 

Рабы владеют миром. А кто еще пожелает им владеть? Вольным не нужна власть, ибо они всегда стремятся освободиться и от нее. Вольный человек существует сам для себя и никогда не захочет покорить весь мир, установить свою власть, поскольку не желает кого-либо порабощать. Ведь он – благороден, ему претит зависимость и унижение другого. Иное дело – рабы: пребывая в неволе и тяготах, они мечтают о господстве в мире, и мечта со временем становится золотой. Чей ум изощреннее? В ком сильнее жажда власти? В том, кто носит цепи, чья воля подавлена. Поскольку вольному человеку претит подавление воли другого, потому и реализовывать контроль эксплуататора может только человек с определенными качествами. И самое главное условие – подавление собственной воли эксплуататора чем-то внешним. Когда жизнь случается, а не проживается, становится страшно, возникает желание взять окружающий мир под свой контроль. Однако, парадоксальность жизни в том, что подавление воли человека возможно только при условии, что он впал в «ересь» (лат.) - буквально «я есть», то есть отделил себя от мира. Атрибутивными свойствами этого состояния являются следующие:

 

  1. Страдание. Мы желаем остановить мир, овладеть реальностью и согласовать ее с одним из наших представлений о ней. Однако жизнь каждый раз дает нам понять, что она неподвластна нашему контролю. Поэтому каждая наша попытка управлять прибавляет нам страданий. Стремление контролировать рождает страдания. Контроль – это засов, который запирает нас в клетке отождествления со своим страданием. Контроль – это наша попытка согласовать мир с нашими личными желаниями. Отказаться от контроля означает выйти за пределы личного и слиться с вселенским. Контроль загоняет нас в рабство. Контроль – это защита привязывающегося ума, который противопоставляет себя открытости сердца. Легкость приходит к нам, когда мы отпускаем контроль и настраиваемся на то, что древние китайцы называли Дао, потоком, ненасильственным путем развития вещей, а на Руси – невинностью. Самоконтроль, привязанности и страдания поддерживают наше чувство отделенности от окружающего мира. Стремление избавиться от источника страданий лишь увеличивает привязанность к нему. Если вы пытаетесь быть тем, кто что-то делает, контролирует поток, тогда, в случае приближения неконтролируемых обстоятельств, ваше сопротивление усиливается, а страдание становится более заметным и рождается стресс.
  2. Недееспособность. Власть – конечная цель чувства собственной важности. «Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя»[2]. Чувство вины и озабоченности собственной значимостью – основа возникновения чувства внутренней важности (VIP-персона). Английское слово «important» переводится как «важный», а без перевода звучит как «импотент», то есть лишенный созидательной силы. Неспособный сам к созидательному труду он становится зависим от других и, как следствие, поклонятся силе (потенции). Всякий раб, так или иначе, получив власть, становится неумолимым и жестоким, но  стоит ему  почувствовать силу,  как он  мгновенно становился самим собой и готов был сапоги лизать. Контроль является силовым воздействием, которое вызывается объектом его проявляющим – «я».
  3. Собственность. Как только человек утвердил свою самость – отделенность – стал собственником, далее возникает потребность в собственности над другими вещами, автоматически рождается необходимость контроля. Чем больше собственность, тем значительней власть человека над другими людьми[3]. Чем больше собственность, тем больше потребность во власти над другими.
  4. Скорость. Стремление к быстроте подразумевает контроль событий.   Арабская поговорка: «Все, что делается быстро – делается руками дьявола». В быстрых действиях нет осознанности, а любая неосознанная работа – псевдодеятельность, поскольку безрезультативна и опять же ведет к страданиям (страдание – страда никакая).
  5. Акцент на результате. Поскольку мир не оправдывает надежд контролирующего собственника, бессильного реализовать самостоятельно что-либо, а потому торопящегося и испытывающего страдания, то и сам процесс достижения цели остается для него непонятен, и, тем более начало процесса, всегда опирающееся на реальные силы. В этом случае остается сместить внимание только на результат. Важно не контролировать результаты, иначе упускается сам процесс, а сам результат детерминирован началом процесса.
  6. Вовлеченность. Контролировать можно лишь только в роли наблюдателя, но не в роли участника. Переход из одной роли в другую осуществляется механизмом важности: если важно, то участник. Страдания, вызванные потребностью в контроле,  можно использовать для выхода за пределы отождествления с каждым конкретным состоянием. Но если человек не принимает эти состояния, они отвлекают нас от настоящего, управляют нашей жизнью. Лишь принятие позволяет нам управлять, но при этом принятии «я» исчезает, т.е. управлять некому. Когда же вы отказываетесь от контроля, вы постигаете, что принятие – это волшебство.

Итак,  безудержное стремление контролировать ситуацию приводит в действительности к зависимости от ситуации, повлиять на которую у человека нет никакой возможности. Ещё в 70-е годы XX века были проведены масштабные исследования причин организационного стресса, в ходе которых выяснилось, что руководители страдают, прежде всего, от... недостатка власти. Участники исследования, чувствовавшие, что они контролируют собственную профессиональную жизнь, имели значительно меньше симптомов стресса, чем их коллеги, считавшие степень своего контроля недостаточной. При этом значение имело ощущение контроля, а не реальная его степень. Таким образом, контроль эксплуататора – иллюзия, реален только контроль Мастера.

[1] Идрис Шах «Сказки дервишей».- М.: Агентство «Фаир», 1996. С.201

[2] Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость: Сборник / Пер. с нем.; Худ. обл. М. В. Драко. -- Мн.: ООО «Попурри», 1997. С.231.

[3] Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Принято на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора// http://russned.ru/hristianstvo/svod-nravstvennyh-principov-i-pravil-v