gallery/логотип шкп

г. Санкт-Петербург

Школа классического правления

Сущность инновационной стратегии  в контексте глобализации мировой экономики

 

Значение инновационной и научно-технологической деятельности в современных обществах стало небывалым в истории, что связано с характером господствующей техногенной цивилизации и глобализацией мира. В крупномасштабной борьбе за рынки ресурсов и сбыта акцент переместился с идеологии, определяющей источник экономического развития как борьбу пролетариата с капитализмом, на новую парадигму экономического развития, предложенную в начале XX века Й. Шумпетером, в основе которой лежат инновации [1]. В этом аспекте особую роль в деятельности компаний приобретают инновационные стратегии.

 

Термин «экономика знаний», или «экономика, базирующаяся на знаниях», ввел Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под этим обыкновенный сектор экономики. Знания, новшества, инновации лежат в основе новых методов организации и управления, производственных и информационных технологии, в результате чего появляются образцы новой продукции высокотехнологического и наукоемкого уровня, обеспечивая в ряде стран значительный прирост валового продукта и производительности труда.

 

Чаще всего кате­гория «инновация» рассматривается в тех исследованиях, в которых анализируется деятельность экономических субъектов. С.Б. Авдашев категорию «инновации на промышленном предприятии» трактует достаточно широко: понятие «инновация» синонимично понятию «новое» [2]. И.Б. Гурков и В.С. Тубалов также сосредото­чены на инновации в российской промышленности, однако подошли к проблематике «инновации» комплексно и различают в деятельности промышленного предприятия (хозяйствую­щего субъекта) продуктовые и процессные инновации [3]. В свою очередь, процессные инновации делятся на собственно технические и управлен­ческие (административные).

 

Г.Н. Соколова, рассматривая инновационные процессы как решающий фактор модернизации, выделяет модернизацию на трех уровнях: макроуровень – смена лидирующего технологического уклада на основе совокупности базисных иннова­ций; мезоуровень – смена поколений техники, обновление активной части основных фондов; микроуровень – постоянно происходящее обновление продукции промышленных предприятий [4]. О.В. Кобяка рассматривает инновации как фактор в формировании культуры хозяйствования предприятия [5].

 

В исследованиях западных ученых акцент смещен на социально-культурный аспект инноваций: Г. Доунс и Л. Мор трактуют инновацию как «принятие целей или средств, являющихся новыми для той единицы, которая их принимает» [6]; А. Альтшулер и М. Зиганс – как «новизну в действии» [7]; Э. Роджерс определяет инновацию как «идею, практику или объект, который восприни­мается в качестве нового индивидом или другой единицей принятия». Л. Линн понимает инновацию как «оригинальную, разру­шительную (disruptive) и фундаментальную трансформацию ключевых задач организации» [8]. По мере того, как инновацион­ные элементы вплетаются в ядро социальной и культурной традиции, из «кризисной фазы аномии возникает часть основ нового социального порядка» [9].

 

Если исходить из приведенных определений, то инновационное развитие – это эволюция (улучшение жизни людей) на базе новых знаний. Однако речь идет не обо всех людях. Термин «инновация» образован путем сложения из двух латинских слов – «novatio» («изменение») и «in» («в направлении»), таким образом, дословно переводится как «изменение в направлении». Впервые термин «инновация» был введен культурологами в XIX веке и фактически означал «внедрение элементов одной культуры в другую культуру». В 30-х годах XX века австрийский экономист Й. Шумпетер впервые использовал понятия «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности [1]. Однако экономическое понимание термина «инновация» не отменяет его изначального значения, а лишь отражает его проявление в экономической сфере. Другими словами, суть инновационного развития в экономике заключается во внедрении элементов одной культуры в другую культуру экономическими методами, т.е. экономическая экспансия на основе новых для культур-мишеней знаний. Этот процесс является одной из составляющих глобализации, лоббирующей «общечеловеческие» ценности страны автора данного процесса. «Инновации – это механизм реального применения научно обоснованных и разработанных современных технологий в широкой общественной практике. Именно инновации стали формой экономической «экспансии» на мировых рынках, формой борьбы за конкурентные преимущества» [10].

Поскольку инновационная идеология распространяется США, критерии инновационности отдельных объектов глобализационного процесса разрабатываются в той же стране. В результате большого объема работы в области разрешения проблем оценки и измерения инновационной системы в США была создана Периодическая таблица инновационных элементов, сгруппированных по восьми «семействам», из которых строится инновационная система США. В указанной таблице объединены все представления о том, что нужно для развития экономики знаний. При этом особенно выделяется роль национальной культуры и менталитета, которые включают предпринимательство и инициативу в систему национальных ценностей [11].

 

В настоящее время наблюдается растущая поляризация доходов стран постиндустриальной эры. Сейчас патентное право во многом используется как инструмент перераспределения доходов (интеллектуальной квазиренты) в пользу транснациональных корпораций (ТНК) и богатых стран. В 2002 году в странах с низкими доходами заявок на патенты от нерезидентов поступило в 132 раза больше, чем от резидентов; платежи за лицензии в 2001 году в 11.6 раза превысили поступления от них и были в 2177 раз ниже, чем в странах с высоким доходом, которые получили 98.2 % общемировой суммы роялти и лицензионных платежей [12]. Эта тенденция сохраняется до сих пор. Хотя развитые страны при активной поддержке ВТО и других международных организаций ведут активную борьбу в защиту интеллектуальной собственности, на деле они безвозмездно или за бесценок присваивают значительную часть интеллектуальной собственности, созданной в России и других странах [13]. Тем самым инновации, основанные на изобретениях и отличающиеся в силу этого высокой конкурентоспособностью, концентрируются в узкой группе богатых стран, преумножая их богатство, тогда как большинство других стран практически лишены возможности производить конкурентоспособные товары и услуги на базе собственных изобретений.

 

По результатам анализа выявлены цель и суть инновационной стратегии, которая является инструментом глобализационного процесса и направлена на перераспределение финансовых потоков в интересах автора глобализации. В связи с вышеизложенным предлагается выбрать более эффективную стратегию развития, тем более, что санкционная политика западных стран является хорошим поводом для отечественных организаций отказаться от инновационного пути развития и направить силы на подъем национальной экономики. 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  2. Авдашева С.Б. Бизнес-группы и их роль в развитии российских предприятий // Мир России. Социология, этнология. 2004. Том 12. № 3.
  3. Гурков И.Б., Тубалов В.С. Инновации в российской промышленности //Мир России. Социология, этнология. 2004. Том 12. № 3. C.12.
  4. Соколова Г.Н. Инновационные процессы в модернизации постсоветской промышленности // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 45-46.
  5. Заславская Т.И. Авангард российского делового сообщества: гендерный аспект // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 10-11
  6. Downs G.W. Jr., Mohr L.B. Conceptual issues in the study of innovation // Administrative Science Quarterly. 1976. Vol. 21. № 4. P. 701.
  7. Altshuler A., Zegans M. Innovation and creativity: Comparison between public management and private enterprise // Cities. 1990. Vol. 7. № 1. P. 20.
  8. Lynn L.E. Jr. Innovation and the public interest: Insights form the private sector // Innovation in American Government: Challenges, Opportunities, and Dilemmas / еd. by Altshuler A. A., Behn R. D. Washington, DC, 1997. P. 96.
  9. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 301-303
  10. Семенова Н.Н. Инновационная политика в контексте глобализации // Наука. Инновации. Образование. 2009. № 8. (http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-politika-v-kontekste-globalizatsii; дата обращения: 11.10.2016).
  11. Багриновский К.А. Об оценке перспектив инновационной деятельности // Экономика и математические методы. 2011. Т. 47. № 1. С. 102-108.
  12. 2004 World Development Indicators. Washington: The World Bank, 2004. Р. 304
  13. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050. Стратегия инновационного прорыва, 2005. (http://finlit.online/osnovyi-ekonomiki/globalizatsiya-innovatsiy-9536.html; дата обращения: 11.10.2016).