gallery/логотип шкп

г. Санкт-Петербург

Школа классического правления

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНКУРЕНЦИЮ

В наше время идея конкуренции является неоспоримой аксиомой, уже  «естественным законом» жизни как вегетативного, животного, так и социального мира. В высших учебных заведениях рассматриваются методы и способы ведения конкурентной борьбы, победители в которой получают право на жизнь, поскольку оказались сильнее в этом «естественном отборе».

Однако во всей этой конкурентной концепции есть много противоречивых, а иногда странных нюансов. Во-первых, если конкуренция является естественным законом жизни социума, тогда зачем создавать различные социальные организации по ее поддержанию (например, федеральные антимонопольные службы), ведь странно создавать комитеты по поддержанию действия закона тяготения. Закон объективен, то есть существует независимо от воли и желания человека. И если все-таки есть необходимость в создании специальных служб по поддержанию конкуренции, то это лишь подтверждает искусственный характер этого «естественного» закона.

Во-вторых, идея конкуренции (как и любая другая) тогда станет популярной, когда пообещает народу некие блага. В учебниках говорится, что монопольное положение компании на рынке позволяет ей диктовать свои условия продажи продукции и услуг, а потенциальные потребители не имея альтернативы, находятся в кабале. И если разрушить монополизм, создав конкурентные условия, компании в борьбе за потенциального потребителя будут снижать стоимость своей продукции и услуг. Вроде бы верно, если опираться на линейную логику, но жизнь развивается по другим принципам, которые особенно легко проследить в наше время разрушения монополий. Например, последняя «реформа» РАО ЕЭС России, создает конкурентные условия, которые, по логике американских идеологов конкуренции, должны снизить стоимость кВт-часа электроэнергии. Но все аналитики, словно сговорившись, спорят лишь о размерах увеличения стоимости этого кВт-часа.

В-третьих, теоретические «блага» конкуренции для потребителя состоят также в том, что она вынуждает предпринимателей с целью захвата большей доли рынка и повышения рентабельности своего бизнеса повышать качество своей продукции и услуг, снижать цену, оптимизировать бизнес-процессы, совершенствовать систему управления, повышать заработную плату персоналу для привлечения на свои предприятия более квалифицированных сотрудников и т.п. За почти двадцатилетие конкурентной борьбы хотелось бы воспользоваться хотя бы одним плодом с «древа конкуренции». Предпринимателям намного выгоднее нанять киллера для конкурента, чем оптимизировать свой бизнес.

И, наконец, раз конкуренция такое благое начинание, зачем же бороться с конкурентами и изучать пути и методы ведения конкурентной борьбы, повышать входные барьеры и т.д. Раз наличие конкурентов является необходимым условием развития компании, тогда нужно изучать пути сотрудничества, взаимопомощи, поскольку менеджер просто обязан использовать любой ресурс для развития своей компании, тем более такой мощный.

Для того, чтобы разобраться в этих хитросплетениях нужно ответить на два вопроса:

  1. «Является ли конкуренция объективным естественным законом?» и если нет, то
  2. «Кто и зачем ее придумал?».

В данной статье рассматривается конкуренция в социуме, но социальный мир является элементом целостности, а не каким-то обособленно существующим фрагментом, поэтому мы вправе предположить, что законы социального мира подобны законам духовного, животного и растительного миров. И если мы обнаружим конкуренцию в этих мирах, то автоматически можно признать факт ее существования в социальном мире[1].

Начнем с растительного царства. Каждый школьник по рисунку в учебнике знает, что большое дерево перехватывает солнечную энергию, энергию воды и т.п., поэтому чахлое засохшее дерево, попытавшееся вырасти рядом с большим, обречено на смерть как  проигравшее борьбу в этом жестоком естественном отборе. Это очевидно только на картинке в учебнике, лес имеет собственную сеть коммуникаций, с помощью которой между растениями происходит обмен информацией, а иногда и пищей. Для общения используется грибок «микориза», который растет на волокнах корней (исследования британских и канадских ученых). С помощью микоризы осуществляется даже перенос питательных веществ, причем деревья, у которых интенсивней идет процесс фотосинтеза отдают «излишки» деревьям, у которых процесс фотосинтеза идет медленнее. Лес – взаимосвязанная сбалансированная система. Выяснилось, что для успешного роста молодых деревьев взрослые уступают им некоторые необходимые источники роста. Наличием сети объясняется факт симбиоза деревьев и грибов. Это открытие меняет образ леса, как места тихой борьбы, где каждая былинка живет своей собственной жизнью, постоянно покушаясь отнять у соседа часть влаги, света и воздуха. Таким образом, вместо «борьбы за выживание», которая представлялась Дарвину одной из движущих сил эволюции, в мире растений царит гармония, основанная на кооперации самостоятельных единиц.

Волк, поедающий зайца; лиса, утащившая курицу; лев, защищающий свою территорию, – это примеры конкуренции в животном мире, так же как и человек, поедающий бекон или сохраняющий свое личное пространство?

От животных мы ожидаем «главным образом эгоистической мотивации поведения в интересах воспроизводства» (специальный выпуск «Загадка альтруизма» французского журнала «Science et avenir» ноябрь 2007 года), но животные демонстрируют сотрудничество и взаимопомощь, причем связанные не только с необходимостью воспроизводства, но и потребностью в пище и защите от опасности. Не останавливаясь на примерах внутривидовой взаимопомощи, приведем примеры межвидовой солидарности: кенийская львица по кличке Камуняк прославилась тем, что несколько раз «усыновляла» детенышей-антилоп; тигрята, вскормленные таксой или лабрадором; пантера, усыновившая детеныша убитого ею павиана; охотничья собака, спасшая бельчонка; волки, вскормившие Маугли и т.п. В племенах крупных обезьян практикуется коллективная процедура вычесывания вшей; рыба губан-чистильщик, живущая в коралловых рифах Индийского и Тихого океанов, помогает крупным рыбам избавиться от паразитов; служебные собаки, часто рискующие своей жизнью, защищая своего хозяина – это исключение из закона «естественного отбора» или отражение тех аспектов жизни животного мира, которые мы не замечаем из-за предвзятой интерпретации событий? Заяц не конкурирует с волком за право быть волком, орел не конкурирует с голубем за хлебные крошки, акула не конкурирует с соколом за право летать. Если мы посмотрим на животный мир здравым разумом, то увидим много нового. Более того, нет смысла называть каждое столкновение конкуренций: столкновение лба со старой граблей не конкуренция, а ритуальное приветствие старой знакомой.

Есть ли конкуренция в духовном мире? Приведем цитату Николая Сербского: «Борьба за жизнь. Не поддавайся распространенной иллюзии, которую называют «борьбой за жизнь». Ибо это выражение имеет смысл лишь в том случае, когда означает «борьбу за Бога»; во всех остальных случаях оно бессмысленно. Для того, кто нашел свою жизнь в Боге, нет никакой борьбы за жизнь. Бог не ведет никакой борьбы ни с кем. Само присутствие Бога является победой. Борьба за жизнь, попросту говоря, означает борьбу за как можно более продолжительное существование тела здесь, на земле. И это, следовательно, борьба не за жизнь, а за тело. Иллюзорность такого лозунга очевидна уже потому, что люди, не знавшие о нем, жили на земле телесно не меньше и не горестнее принявших его. Как раз наоборот. Жизнь не завоевывается, жизнь по доброй воле дается Дарителем жизни. Кто жизнь завоевывает, у того жизнь отнимается. Представь себе, что горшки, наполненные маслом, начнут воевать между собой за то, кому сохраниться, а кому пропасть. Что сделает горшечник? Сначала выльет из горшков масло, потому что масло дороже горшка, затем некоторое время понаблюдает за смешной борьбой пустых горшков и наконец побьет их все и сделает новые. У тех, кто ведет борьбу за жизнь, не думая о Боге как Источнике жизни, Бог отнимает Свою жизнь и оставляет их, как пустые горшки». Если жизнь всему дается Богом, то поскольку в духовном мире конкуренции нет, то и в мирах производных её быть не может. Её нет в человеческом социуме, нет в мире животном и вегетативном.

Вне зависимости от того, какой теории происхождения человека и общества вы придерживаетесь – эволюционно (происхождение человека от чего-то, находящегося ниже человека по эволюционной лестнице) или креационистской (происхождение человека от существ, находящихся выше его по эволюционному развитию) – и в первом и во втором источнике жизни человека и социума конкуренции нет. Тогда откуда же ей взяться в социуме?

Кто и зачем придумал конкуренцию? Если предположить, что каждый человек уникален, то следствием является наличие индивидуальной личной цели у каждого, в этом случае столкновение невозможно. Для того чтобы создать условия для конкуренции между людьми нужно уничтожить идею уникальности и неповторимости каждого идеей равенства и поставить всем одну цель (например, материальное богатство). Поскольку материальное богатство ограничено, а претендентов много, столкновение гарантировано. «Не может быть утверждения более нелепого и более вредного для человечества, как то, что все люди равны», - Генри Форд.

Идея конкуренции – продукт материалистического (читай, слепого) мышления. В природе никакой конкуренции нет, не было и быть не может только по той причине, что каждая вещь в естественной иерархии занимает отведенное ей Богом место. Конкуренция в человеческом обществе – это стремление потерявшего себя в естественной иерархии человека занять чье-то место: мужчина не конкурирует с женщиной за право рожать, отец не конкурирует с сыном за право быть его отцом, начальник не конкурирует с подчиненным за право управлять. Нет смысла «конкурировать» за то место, для которого ты создан, бесполезно конкурировать за то место, которое ты хочешь: даже в случае успеха, сил для того, чтобы удержаться в нем, не хватит. Идея конкуренции – это способ организации социальных войн и нарушения порядка.

Идея конкуренции – это один из современных способов реализации древней стратегии «разделяй и властвуй», поэтому и автор тот же. Зачем популяризирована идея конкуренции тоже не сложно понять, – это, как ни парадоксально звучит, способ устранения конкурентов. Конкурентная борьба, как и война, очень затратное мероприятие, поэтому компании, принявшие идею конкуренции, обрекают себя на ликвидацию. Именно поэтому никто не конкурирует, а часто сводят весь набор методов конкурентной борьбы к выяснению цены на аналогичную продукцию и т.п. Третий принцип производства Генри Форда гласит: «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого смысла господство силы».

И, в заключении, хочется напомнить древний славянский принцип наведения порядка и сохранения жизни в контру стратегии «разделяй и властвуй» - «объединяй и созидай»! А это уже монополия, но ни одна монополия не может служить частным интересам.

[1] Слово «конкуренция» произошло от лат. cоncurrencia, что означает «сталкиваться»/